И прожив праздники, политотдел Запасного аэродрома снова включается в работу. И тема нашего собрания, товарищи, 8 Марта
Наряду с 23 февраля и Днем влюбленных это еще один из поводов для весеннего обострения борющихся и несогласных разных ориентаций и конфессий.
За что же у нас обычно не любят 8 Марта? читать дальшеОсобо уверовавшие на территории бывшего СССР — за то, что праздник ввели при советской власти. Всевозможные МДшники и примкнувший к ним фан-клуб Евдокии Кулаковой: за прославление женского пола, который уже больше 70 лет не ограничивает свою кипучую деятельность кухней, с чем некоторые до сих пор не могут смириться. Внезапно, радикальное крыло феминизма, у коего скоро назвать женщину женщиной будет столь же преступно, как в Америке негра негром. Впрочем, в их антипатии есть здравое зерно.
Праздник пережил последние годы те же мутации, что и 23 февраля. Как День Советской армии и военно-морского флота превратился в праздник всех мужчин подряд, включая идейных белобилетников и диванных пацифистов, так и праздник трудящейся женщины оброс цветочками и пожеланиями «будьте всегда такими же нежными и красивыми». Да, некоторых такие посылы скорее раздражают, чем радуют. Ничего плохого в пожелании красоты нет, как и в мимозах. Лично я их очень люблю, запах недолговечных желтых кисточек прочно ассоциируется с уходом зимы. Просто если человека 364 дня в году гонять как скаковую лошадь, а в единственный день поздравить с праздником и преподнести веник, можно этим же веником и огрести. Я утрирую, но порой именно так это выглядит в современных трудовых коллективах. Еще 8 Марта не любят особо пылкие либералы, опять же как «наследие проклятого прошлого». Подвергать остракизму прошлое, это вообще традиция времен появления самого 8 Марта. В 20-х годах прошлого века таким же манером гнали «с корабля современности» Новый год, Рождество и Пасху. Ничего, как мы видим, не меняется, кроме того, кто и что гонит.
Хлеба и роз
Так, лирическое отступление закончили, теперь к делу. Почему вдруг март? Историю стоит начать с того, что 8 марта 1912 года в Нью Йорке произошла крупная забастовка работниц текстильной промышленности. Женщины требовали безопасных условий труда, сокращения рабочего дня с 12 часов до 10 (да, именно так, 8-часовой рабочий день появится в СССР, и это то достижение, которое мы в нашем «развитом капитализме» почти полностью утратили). Демонстрантки вышли на улицы с песней «Хлеба и роз». Именно она стала своеобразным гимном женского движения. Женщине нужно нечто помимо хлеба - уважение и любовь. Сама фраза, легшая в основу песни, взята из речи американской социалистки Роуз Шейдерман: «Хлеба для всех и роз тоже».
Хлеба и роз! Хлеба и роз!
Когда мы маршируем, маршируем, мы сражаемся и за мужчин.
Ведь они рождены женщинами – и мы снова позаботимся о них.
Наши жизни не должны быть страданием с рождения и до самой смерти.
Сердца нуждаются в пище точно так же, как и тела.
Дайте нам хлеб, но не забудьте и про розы!
www.youtube.com/watch?v=hyeAt6SoiEU
Идея отмечать Международный женский день зародилась в Европе. За пару лет до забастовки под лозунгом «Хлеба и Роз» в Копенгагене прошла Вторая Международная конференция социалисток. И тогда идею отмечать такой день предложила Клара Цеткин. Одной из целей была названа борьба за всеобщее избирательное право для женщин. И до 1914 года женщины этот день отмечали, но просто в марте, кто когда мог. Так, Германия, Австрия, Дания и Швейцария сначала отпраздновали его 10 марта, приурочив к Мартовской революции 1848 года в Пруссии. Потом дата перетекла на 12 мая. В России и Франции его праздновали 2 марта в 1913 году, массовыми демонстрациями, поддержали Австрия, Чехия, Швейцария и Венгрия. Голландия отмечала 9 марта, Германия — 12-го.
Тут нужно небольшое отступление. Роль женщины как домохозяйки, это никакой не страшный-ужасный патриархат, а голая экономика. У женского пола, и пусть меня пригвоздят за эту фразу к позорному столбу нынешние радикалки, в среднем меньше мяса на костях. Да, внезапно у Homo sapiens есть такая штука как половой диморфизм. Именно в плане физической силы, потому что природа заточила нас под то, что мужчина не умеет — размножаться, а организм человеческий — система сложная, если где-то прибавить, где-то придется убавлять. За подробностями — к антропологу Дробышевскому. Другое дело, что этой размножительной функцией можно не пользоваться, в современном мире для этого много чего придумано, но основных различий в расположении центра тяжести, мускульной массе это не отменяет. Хоть федеральным законом запрети вместе со словом «негр», все равно выйдет облом.
И так, разделение труда на мужской и женский изначально росло именно из того, что труд, особенно в крестьянском хозяйстве, был тяжелый и физический. Такое разделение диктовало выживание. Потом все это в тридцать три слоя обросло различными традициями, религия свою лепту внесла. Но в эти дебри мы сейчас не полезем. Вернемся в XIX век.
Я не очень сильна в истории новейшего времени, но права женщин в конце XIX начале XX века, это никакая не абстракция, а насущнейшая проблема. У нас прет научно-технический прогресс, развивается промышленность. И этой промышленности не хватает рук. Потому фабрики пожирают всех, от кого можно добиться участия в производственном процессе — и мужчин, и женщин, и детей. Последние две категории получают меньше. Не всю работу им поручишь, а если капиталист может платить кому-то меньше — он так и поступит, все по Карлу Марксу. Поэтому он будет штрафовать мужчин за каждый чих, платить женщинам половину суммы, а детям — вообще копейки. Ему так выгодно, точка.
Впрочем, жена нашего фабриканта тоже не вольная пташка. Ей нельзя иметь собственных денег, все принадлежит мужу, в некоторых странах нельзя самой вести дела. Поэтому мы имеем ряд случаев, когда муж проматывал приданное жены, а она не могла этому воспрепятствовать. С женским образованием тоже все непросто. Когда понадобились кадры, стали учить и женщин, но добиваться этого пришлось с боем. Старая мораль, утверждавшая за женщиной исключительно роль жены и матери, висела гирей. Медицина? Да вы с ума сошли, анатомия — это же неприлично! Живопись? Только детей и цветочки, никакой обнаженной натуры, даже если это гипсовая копия статуи Аполлона. Где-то со скрипом и треском разрешали женщине получать медицинское образование, чтобы она могла лечить женщин же. История знает немало смертей из-за того, что дамы стеснялись обратиться к врачу-мужчине. Где-то то открывали женские курсы, то закрывали их обратно. То пускали дам вольными слушательницами на университетские лекции, то гнали прочь под шипение газетчиков. Карикатуры на дам на привычно мужских профессиях вроде адвоката или полицейского не сходили со страниц.
Какие там избирательные права… У женщины, что в России, что в Англии, редко была возможность даже уйти от мужа-пьяницы, который ее избивал. Суд максимум мог вынести тому порицание и на этом закончить. Тем более, что брак регистрировала церковь, а она вообще не поощряла разводов. Чем больше денег, тем больше свободы. Дворянка еще худо-бедно могла себя обезопасить, вдовая купчиха в России — сама вести дела. Бедные сословия — терпели, мерли или за мужеубийство шли на каторгу, такие случаи тоже не были редкостью.
В общем вопрос с правами женщин, в первую очередь — женщин трудящихся, назрел уже 40 раз. До забастовки текстильщиц Нью-Йорка была, например, забастовка спичечниц. в Лондоне, 2 июня 1888 года. На улицы вышли женщины и девочки-подростки. Условия труда у работниц спичечной фабрики по уровню вреда здоровью недалеко ушли от урановых рудников. Они трудились по 14 часов в парах белого фосфора, получая хроническое отравление, которое за несколько лет приводило к смерти или неизлечимому уродству. Погуглите, что такое «фосфорная челюсть». Организаторы забастовки требовали не просто улучшения условий труда - они добивались запрета на использование белого фосфора в спичках вообще. Прошло больше 10 лет прежде чем капиталисты дрогнули, в 1901 году фабрика Брайанта и Мэя объявила о прекращении использования белого фосфора в производстве. Безопасный красный фосфор был известен еще с середины XIX века, но он был дороже. В 1908 году запрет на белый фосфор в спичках приняла Палата общин Великобритании. Так что как знать, мы вполне могли бы праздновать Международный женский день 2 июня. Если бы не Клара Цеткин. Кстати, а кто же она?
Клара и Роза
Уроженка города Видерау в Саксонии, Клара Цеткин, урожденная Айснер. Политическая деятельница, участница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основательниц Компартии Германии. Дочь крестьянина и сельской учительницы, внучка участника Французской революции 1789 года и наполеоновских походов заодно Жана Доминика Витале.
Будущая создательница 8 Марта училась в частной школе в Лейпциге, познакомилась там со студентами-эмигрантами и за одного из них вышла замуж. Это был одессит Осип Цеткин, наш революционер-народник, перебравшийся за границу из-за преследований властей. Революционная семья изъездила всю Европу, но большую часть времени прожила во Франции. Супруги вырастили двоих детей. Жили бедно, Осип - журналист, Клара - учительница. В 1889 году она овдовела, мужа скосил туберкулез.
Как политический деятель Клара начинала в Социал-демократической партии Германии. Но во время Первой мировой партия раскололась на почве отношения к этому действу, в декабре 1918 года в Германии появляются свои коммунисты, 31 декабря - это не только новый год, а еще и день рождения КПГ. Наша героиня дружила с Лениным и Крупской, даже брала у вождя большевиков интервью в 1920 году, и регулярно избиралась от Компартии в Рейхстаг. Но вскоре в Германии завелись нацисты и под занавес, незадолго до того, как они окончательно взяли власть, Клара эмигрировала в СССР. До того ужаса, что случился на ее родине потом, она не дожила, умерла в 1933 году.
Роза Люксембург, чье имя тоже часто вспоминают в связи с 8 Марта, родилась в Польше, которая тогда, в 1871 году, была частью Российской Империи. Участница польских революционных кружков, в дальнейшем - тоже одна из основательниц немецкой компартии. Ее юность немного напоминает биографию Софьи Перовской. Тоже ребенок из небедной семьи, правда здесь не дворянской, получила хорошее образование, блестящая ученица, очень старательная. В юности познакомилась с революционерами, пряталась от полиции за участие в польском революционном подполье, изучала юриспруденцию и политэкономию в Цюрихе. В 1897 году защитила диссертацию на тему «Промышленное развитие Польши», получила степень доктора государственного права, через год переехала в Германию.
Клара и Роза очень дружили, хотя в 1907 году крепко рассорились, когда более молодая революционерка, Роза была на 14 лет младше своей подруги, влюбилась в ее старшего сына Константина Цеткина. Юноша сначала восхитился Розой как блестящим оратором на съезде Второго интернационала, а от совместного изучения марксизма дошло и до любви. Помирились подруги только когда Клара развелась со своим вторым мужем, художником Георгом Цунделем, за которого вышла после 10 лет вдовства.
Клара Цеткин намного переживет свою подругу. Роза погибнет в 1919 году, и убьют ее немецкие социал-демократы, опасаясь, что выступления коммунистов толкнут страну к гражданской войне. Она была арестована в Берлине и убита конвоем по дороге в тюрьму. Историк Исаак Дойчер писал, что с этим убийством «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия и первый — нацистская». На том месте, где у южного берега Ландвер-канала было найдено тело Розы Люксембург, сейчас стоит памятник.
Почему я о них так подробно, друзья? Да потому что мало кто, называющий эти фамилии, знает, кто же за ними стоит. А стоят две земные женщины, которые делали то дело, что считали важным и нужным. И при этом любили и были любимы. В жизни каждой было много лишений и бед, но хлеб и розы там тоже были.
Не только розы
А теперь вернемся к празднику. По иронии судьбы, 8 марта и 23 февраля в некотором роде один и тот же день. Потому что 8 марта по новому стилю, это 23 февраля - по старому. В этот день в 1917 году в России проходят демонстрации работниц - против войны, дороговизны и тяжелого положения трудящихся женщин. Колонны заполонили улицы Петрограда, хлынули на Невский проспект к Городской думе.
Праздником 8 Марта становится в Советской России в 1921 году, по решению 2-й Коммунистической женской конференции, именно в память об участницах той демонстрации. Выходным днем он станет намного позже, в 1966 году. А с 1975 года праздник отмечает ООН. Сейчас этот день является праздничным не только в бывшем СССР. Его отмечают в странах Африки, в Китае (здесь он не выходной, но для женщин этот рабочий день - сокращенный), Монголии, Лаосе и Германии.
В довоенном СССР с женским вопросом все обстояло тоже сложно. Власть пришла новая, а порядки в семье, в быту, отношение к женщине — оставалось старым. Отсюда плакаты «Долой кухонное рабство», отсюда женсоветы, привлечение работниц к общественной жизни и даже «прорабатывание» неверных мужей на партсобрании — тоже оттуда. Не крутите носами, что де новая власть лезла в личную жизнь граждан. Вне этого собрания у женщины, порой, защитников не было.
В ту пору СССР сделал для женского равноправия больше, чем любая другая страна. Для сравнения: в ФРГ женщина до 1977 года не имела права работать без письменного разрешения мужа. А до 1958 года он вообще мог прийти на работу к жене и договориться с начальством, чтобы ее уволили. Просто так, потому что дома надо сидеть, Kinder, Küche, Kirche.
Запиныванием женщины на кухню здесь занимались фашисты, придя к власти. Немногочисленных дам в науке быстренько повыкидывали с вузовских кафедр, погнали с руководящих постов. После войны в Западной Германии отношение к женщинам менялось медленно и неохотно. Собственный банковский счет местные фрау могли иметь только со второй половины 60-х. И когда сейчас нам показывают довольных и небедных немецких пенсионерок, которые могут позволить себе отдохнуть на курорте, это, как правило, «осси», восточные немки, потому что в советском ГДР их никто дома не запирал.
В США все тоже было не сильно весело. Там женщин пошли разгонять по кухням как раз после Второй Мировой войны. Когда вернувшимся с фронта мужчинам понадобились рабочие места, женщина из друга и помощника превратилась в конкурента.
Совладал ли СССР с постулатом «место женщины на кухне»? И да, и нет. Мещанство в женском вопросе порицалось на государственном уровне. Женщин чествовали как тружениц, за производственные успехи. 8 Марта в Советском Союзе — это не день женщин вообще, а день трудящейся женщины. Солидарной со своими подругами из разных стран. Идейную составляющую праздника отлично видно даже из поздравительных открыток. Но «хлеб и розы» здесь присутствуют в полный рост. Женщина — твоя коллега, товарищ по работе, опытный специалист. Но в этот день, товарищ, подари ей цветы. Ты же коммунист!
Однако на обывательском уровне женщина по-прежнему была многим должна и во многом виновата. Проблему так и этак крутили в газетах и фильмах, но в обществе все сдвигалось с места куда медленнее. Поэтому явление теток из гороно, которые сантиметром проверяли, не слишком ли короткие юбки на школьницах — вполне себе частое явление в 60-х. Как и отношение обывателя к женщине, выбивающейся из общего фона чем бы то ни было, профессией ли, отсутствием ли детей или чем-то еще.
Маяковский клеймил обывателя, разбившего жизнь влюбленной в него девушки, за то, что у той не было модных туфель. Пресса 60-х бранила «стиляг», но внушала, что порядочная девушка «не румянится так, что перед ней побледнел бы и помидор». Правда, находились товарищи, которые замечали, что эту абстрактную девушку на плакате рисуют водой из банки, где вымыл кисти художник. Но этого было мало.
Что же дальше? А дальше, после краха СССР, и этот праздник порядком размыло. Из товарищей и соратников женщины и мужчины, как это было в послевоенных Штатах, становятся конкурентами. Во всяком случае, их старательно ими делает все тот же социум. А у работодателя-капиталиста подход один, из кого можно больше выжать, того на работу и берем. Это бэкграунд, который сейчас подо всем лежит. Поэтому когда женщины вертятся на работе как в беличьем колесе, а потом внезапно им накануне праздника вручают по цветочку, наспех купленному в соседнем «Перекрестке», ни о каком праздничном настроении говорить не приходится. Из дела общественного праздник стал делом личным. Как его отмечать, теперь каждый решает сам. И там, где женщину уважают и любят, 8 Марта как было праздником, так им и остается. Хотя последнее время наблюдается тенденция, когда не мужчины поздравляют женщин, а дамы — поздравляют друг друга. Открытки превратились в дизайнерские игры с цветами и шрифтами. Но опять же, как и в статье о 23 февраля, повторюсь — праздник делаем мы сами. Что мы туда вкладываем, то в нем и будет.
Женщина, твой день 8 Марта! Хлеб, розы, Роза Люксембург и немного о женском вопросе
И прожив праздники, политотдел Запасного аэродрома снова включается в работу. И тема нашего собрания, товарищи, 8 Марта
Наряду с 23 февраля и Днем влюбленных это еще один из поводов для весеннего обострения борющихся и несогласных разных ориентаций и конфессий.
За что же у нас обычно не любят 8 Марта? читать дальше
Наряду с 23 февраля и Днем влюбленных это еще один из поводов для весеннего обострения борющихся и несогласных разных ориентаций и конфессий.
За что же у нас обычно не любят 8 Марта? читать дальше