Вот и я обращаюсь к своей семейной истории.
Сегодня моему деду могло бы быть 86 лет.
Мне сложно написать что-то внятно. Но я всегда помню его веселым. У него было неистощимое чувство юмора. Меня воспитывали не родители, а дед с бабушкой, хотя мы и жили все пятеро под одной крышей. Так сложилось. Родители работали и им было по большей части не до меня, особенно отцу.
А дед возил нас с бабушкой на дачу и на речку купаться. Учил меня ловить рыбу и читать следы на снегу зимой. В 12 лет я ходила с ним на лыжах и 12 км. от города до нашей дачи для меня было не расстояние.
Дед вырос в деревне, в семье лесничего. Он и сам потом окончил лесохозяйственный институт. И про лес он знал всё. Недавно мне пришлось посмотреть на его прежнюю работу, нынче это называется ОАО "Гипролес". Там до сих пор висят на стенах фотографии, которые он делал в экспедициях.
Казалось, дед умел делать решительно всё. Он делал занятные фигурки из корешков, это называлось раньше "лесная скульптура", их у нас очень много дома осталось, вырезал из дерева и выпиливал. Он любил чинить часы, весь дом был при его жизни набит часовыми механизмами, которые он повсюду собирал. И штук 10 исправно тикало.
В молодости он был охотником. Еще читал лекции в обществе охотников, как делать чучела птиц. У нас дома долго жило чучело фазана его работы.
Я выросла на его рассказах и песнях про войну. Но дед никогда не рассказывал ничего страшного, ни мне, ни матери. А во сне очень часто кричал: "Вперед! В атаку!" - почти всю жизнь. А сам шутил, что он смолоду говорит во сне, от того его и в разведшколу не взяли.
К стыду своему, про боевой путь 9-й Гвардейской, ордена Суворова, ордена Кутузова воздушно-десантной девизии, я почти ничего не знаю. Знаю только, что был дед старшим лейтенантом, командовал ротой, участвовал в боях на Курской дуге. До Берлина он не дошел - был ранен и 9 мая встретил еще в госпитале.
Вот фото из нашего семейного архива.
Лесничий Александр Иванович Вакин с женой Прасковьей Федоровной и сыновьями - старшим Сергеем (брат деда, сейчас живет в Москве, зав. кафедрой электроволновой борьбы в академии им. Жуковского) и младшим - Юрием (моим дедом).


Это 44-й год. Чуть ли не единственный фронтовой снимок


А это семья. Дед, бабушка, моя мама и ее старший брат. Это действительно была семья в подлинном смысле слова.




Этот снимок я в детстве называла "барон Мюнхаузен". Из-за уток Быль мультик такой, где он на уток охотился.
Это мой дед - охотник. Ружье он продал в 85 году, когда мы дачу строили. До сих пор жалко.



Дед не дожил до 65-летия Победы чуть больше трёх месяцев...