Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Товарищи, кто в теме. В чьих мемуарах или в каких исследованиях можно найти, как звучали переговоры лётчиков в воздухе с землей и друг с другом? Интересующее время, понятно, военное. Единственный источник у меня пока - начальные кадры "В бой идут одни "старики".
Мне нужно иметь представление, как это могло звучать в реале.
Второй вопрос: какие существовали в то время нормативные документы, уставы, наставления по поводу правил радиообмена? И где можно посмотреть ТТХ самих передатчиков и их типы. Как оно выглядело и как функционировало?

Комментарии
08.02.2011 в 19:59

La vatnique
Надо пособирать, у меня дофига воспоминаний. есть такой артём драбкин, "я дрался на" (на чём только драбкин не дрался) так вот там в каждом интервью обязательно есть вопрос про радиосвязь.

В 41-42 связи не было никакой. На самолетах стояла станция РСИ-3, контур которой собирался на картонной основе. картон моментально отсыревал, ёмкость менялась и настроить это чудо становилось невозможно. В наушниках стоял один треск, лётчики сами снимали радиостанции и срубали антенны.
Потом появились нормальные станции, стали много переговариваться и матерится. А потом извинялись перед наземными службами, (там в основном девушки сидели).
08.02.2011 в 20:04

La vatnique
Слушали и противника.

Были приводные радиостанции, на которых музыку крутили (чтоб не перепутать с немецкой). 7-й ГШАП под Рио Риту летал.

Василий Емельяненко. Ил-2 атакует - там много о ведении радиопереговоров.
08.02.2011 в 20:10

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Derflinger Драбкин у меня есть, посмотрю его. Кстати, все типы раций работали переключением с приема на передачу вручную? То есть, нажал тангету и говори, отпустил - заработала на прием? У Кунина в "Хронике пикирующего бомбардировщика" у стрелка-радиста на Пе-2 вообще рация с телеграфным ключом в кабине, при том, что у лётчика нормальный передатчик имеется.
08.02.2011 в 20:13

La vatnique
На наших да, а американские (на кобрах) голосом переключались. У радистов на бомбардировщиках радиостанция завсегда с ключом.
08.02.2011 в 20:51

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
08.02.2011 в 20:53

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Неназванный Спасибо! Полетел изучать.
08.02.2011 в 20:55

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Неназванный Только что-то первая ссылка у тебя не догрузилась, ее не видно.
08.02.2011 в 20:55

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
У-2_кукурузник Поправил ссылки
08.02.2011 в 22:59

А за это я Вам зуб удалю - Без очереди, Бесплатно и Без анестезии...
08.02.2011 в 23:29

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Анатолик Спасибо. Сяду изучать.
Просто нарисовался-таки еще один кусок главы, но боюсь накосячить в технике. Следующим пунктом будет тотальный разбор мемуаров - перечитать все истории встречи с "рамой", как она летает и как ее, заразу такую, сбить.
08.02.2011 в 23:45

La vatnique
Про раму у Драбкина в "истребителях" то ли два, то ли три эпизода. как она делает крен 90 градусов, убирает внутренний двигатель и хрен её догонишь. А если догонишь, она выпустит щитки, а ты в землю воткнёшься.
08.02.2011 в 23:52

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Derflinger "Рама" как правило еще и одна не летала. Ее часто сопровождали мессеры, пара или звено. Вопрос в другом - на какой высоте она обычно гуляла? То есть, на какой высоте она показывала наилучший маневр и скорость, чтобы не дать себя сбить. Плюс стрелки - какой у них сектор обстрела задней полусферы и насколько опасна "рама" с хвоста? Основные ТТХ ее я по справочнику гляну, а подробностей нет. Однако, пора собирать литературу про немецкие самолёты, у меня пока только наши.
08.02.2011 в 23:56

La vatnique
Если верить моим личным впечатлениям по Ил-2, то сектор обстрела у неё 360 градусов.) Ненавижу эту тварь!!!
09.02.2011 в 00:05

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
сектор обстрела у неё 360 градусов.
Похоже, я была не далека от истины. Ну, посмотрим, что получится.
09.02.2011 в 00:13

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
У-2_кукурузник Про "Раму": wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/18/index.h... Хотя в серии "Война в воздухе" попадается редкостная ересь, а эту книгу лично я не читал, и потому сказать ничего не могу.
22.02.2011 в 11:43

У Скоморохова в "Боем живет истребитель" есть. И даже любопытные моменты есть - летит он, а приятный женский голос в наушниках говорит - Скоморох, ваш аэродром бомбят Юнкерсы, возвращайтесь. Какой, спрашивает, аэродром? - Такой-то.
Название верное. Но он на всяк-пожарный связывается со своими - мол, что там такое? Свои говорят - никого не слушай, выполняй задание.
А это фрицы развлекались.
22.02.2011 в 12:09

инфа от источника - трепаться было можно. Жесткие требования стали ставить уже позже. А так - как в "Стариках". Иди туда, иди сюда, ах мать-перемать. Про лютики-цветочки и травить анекдоты - говорит, врать не стану, но имхо только по делу. про радиомолчание он ничего не смог сказать. Чо те еще нада? Выдавай списком, пока у меня есть возможность потрындеть с дядей. Можешь сразу на мыло.